Капиюва. Властелин травы
Есть у Б.С.Братуся дивная мысль про типы морали. Она не исключительно нова, однако хороша в практическом применении.
Цитата:
Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку было намечено несколько принципиальных уровней в структуре личности.
Первый уровень — эгоцентрический. Он определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу. Отношение к себе здесь как к единице, самоценности, а отношение к другим сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой личному успеху или нет. Если помогает, то он оценивается как удобный, хороший, если не помогает, препятствует, затрудняет, то — как плохой, враг.
Следующий, качественно иной уровень — группоцентрический. Человек, тяготеющий к этому уровню, идентифицирует себя с какой-либо группой и отношение его к другим людям тесно зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Группа при этом может быть самой разнообразной, не только маленькой, узкой как семья, например, но достаточно большой, например, целая нация, народ, класс. Если другой входит в такую группу, то он обладает свойством самоценности (вернее «группоценности» ибо ценен не сам по себе, а своей принадлежностью, родством группе), достоин жалости, сострадания, уважения, снисхождения, прощения, любви. Если же другой в эту группу не входит, то эти чувства могут на него не распространяться.
Следующий уровень мы назовем просоциальным или гуманистическим. Для человека, который достигает этого уровня, отношение к другому уже не определяется тем лишь — принадлежит он к определенной группе или нет. За каждым человеком, пусть даже недалеким, не входящим в мою группу, подразумевается самоценность и равенство его в отношении прав, свобод и обязанностей. В отличие от предыдущего уровня, где смысловая, личностная направленность ограничена пользой, благосостоянием, укреплением позиций относительно замкнутой группы, подлинно просоциальный уровень, в особенности его высшие ступени, характеризуются внутренней смысловой устремленностью человека на достижение таких результатов (продуктов труда, деятельности, общения, познания), которые принесут равное благо другим, даже лично ему незнакомым, «чужим», «дальним» людям, обществу, человечеству в целом.
читать дальше
Начало и продолжение здесь, например: www.erlib.com/Д._Райгородский/Психология_и_псих...
И подумалось в этом контексте: верность семье, верность человеку - это, получается, группоцентрическая мораль? Когда один человек или семья важнее многих - это, с позиции высоких смыслов, плохо и ненравственно?
Может, так оно и есть, но печально же все равно...
Или это женский подход и, как у Кольберга, высшие сферы морали женщинам просто недоступны?
Цитата:
Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку было намечено несколько принципиальных уровней в структуре личности.
Первый уровень — эгоцентрический. Он определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу. Отношение к себе здесь как к единице, самоценности, а отношение к другим сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой личному успеху или нет. Если помогает, то он оценивается как удобный, хороший, если не помогает, препятствует, затрудняет, то — как плохой, враг.
Следующий, качественно иной уровень — группоцентрический. Человек, тяготеющий к этому уровню, идентифицирует себя с какой-либо группой и отношение его к другим людям тесно зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Группа при этом может быть самой разнообразной, не только маленькой, узкой как семья, например, но достаточно большой, например, целая нация, народ, класс. Если другой входит в такую группу, то он обладает свойством самоценности (вернее «группоценности» ибо ценен не сам по себе, а своей принадлежностью, родством группе), достоин жалости, сострадания, уважения, снисхождения, прощения, любви. Если же другой в эту группу не входит, то эти чувства могут на него не распространяться.
Следующий уровень мы назовем просоциальным или гуманистическим. Для человека, который достигает этого уровня, отношение к другому уже не определяется тем лишь — принадлежит он к определенной группе или нет. За каждым человеком, пусть даже недалеким, не входящим в мою группу, подразумевается самоценность и равенство его в отношении прав, свобод и обязанностей. В отличие от предыдущего уровня, где смысловая, личностная направленность ограничена пользой, благосостоянием, укреплением позиций относительно замкнутой группы, подлинно просоциальный уровень, в особенности его высшие ступени, характеризуются внутренней смысловой устремленностью человека на достижение таких результатов (продуктов труда, деятельности, общения, познания), которые принесут равное благо другим, даже лично ему незнакомым, «чужим», «дальним» людям, обществу, человечеству в целом.
читать дальше
Начало и продолжение здесь, например: www.erlib.com/Д._Райгородский/Психология_и_псих...
И подумалось в этом контексте: верность семье, верность человеку - это, получается, группоцентрическая мораль? Когда один человек или семья важнее многих - это, с позиции высоких смыслов, плохо и ненравственно?
Может, так оно и есть, но печально же все равно...
Или это женский подход и, как у Кольберга, высшие сферы морали женщинам просто недоступны?
Я не думаю, что безнравственно. Нельзя любить всех людей одинаково. На это способны только святые. Для прочих - любить одинаково, все равно, что не любить вообще. Но напротив, если ты сильно любишь семью, ты можешь думать и о других.
Высказала мысль очень упрощенно, за недостатком времени.
Это нормальный выбор.
Ни одну идею нельзя доводить до абсурда. Одно дело, кого ты кинешься спасать в первую очередь - своего ребенка или чужого. И совсем другое, когда будешь топить соседского, чтобы его игрушки своему принести.
Разница в том. что в первом случае ты выбираешь, кому причинить добро. Во втором - несешь кому-то зло. На мой взгляд разница ощутима.
Безусловно. Но и забота обо всех вокруг - не есть ли то же самое, только расширенное еще больше?
Я понимаю, примеры утрированные и т.д. - но мне хочется сам принцип понять, что выше - общечеловеческое или "семейное".
Общечеловеческое выше. Но все больше для святых. Для обычных людей... см. мой первый коммент.