Завиральные идеи. читать дальшеВсе в человеке опосредовано культурой. Ну, банально: ...порождение отдельного конкретного соматического ощущения невыводимо из наличной ситуации и в качестве субъективного феномена далеко выходит за рамки простого рефлекторного акта. Становясь явлением сознания, элементарное ощущение включает в себя скрытую категориальную сеть, лишь в ячейках которой оно и приобретает свое субъективное существование. ... чувственные впечатления до акта опознания и после него существенно различны: «...лабильность, неопределенность, безликость должны, по нашему мнению, наиболее характеризовать так называемые ощущения — эту предшествующую настоящему восприятию ступень, где они и приобретают свою определенность и конкретную индивидуальность. Стоит испытуемому опознать экспонируемый объект хотя бы неверно, как чувственное содержание его сознания значительно видоизменяется, приобретая конкретность и превращаясь в определенное законченное переживание... В зависимости от вида предполагаемого испытуемым предмета одно и то же ощущение переживается им в различных, а иногда даже противоположных качествах. Конечно, не содержание ощущений определяет значение предъявляемого объекта, но напротив, значение предъявленного объекта придает ясное и определенное содержание самим ощущениям» (Цит. по: Смирнов С.Д., 1981, с. 18). Это Тхостов "Психология телесности". В принципе, это к тому, что говорят, будто нет ощущений как отражения отдельных свойств объекта, что сразу восприятие, целостный образ. А этот образ строится на основе усвоенных культурных категориальных сеток, или схем, или еще чего. То есть, все в человеке, даже восприятие, опосредуется культурой.
Соответственно, возникает ключевой вопрос: а как формируется культура, из чего она вытекает? Если установить, что все культуры принципиально схожи, то можно будет сказать, что есть что-то общее (в устройстве самого человека, наверное), что и диктует особенности культуры. Можно даже будет попробовать найти именно биологические основания этого (инстинкты там, влечения, еще чего - это снова к психоанализу). Если же культуры принципиально различны, то их основания нужно будет искать не столько в природе человека, сколько в чем-то другом (в "среде", наверное...). Если совсем примитивно, то прибивается это к пресловутому "основному вопросу": материальное или идеальное? Но, наверное, можно и по-другому развернуть вопрос... О сущности человека, наверное - в чем она.
тхостов хороший а любопытство ваше в данном случае критика чистого разума кантовская в сочетании с какой-нибудь хорошей книжечкой про роль сахара в восприятии вполне могли бы удовлетворить и тхостова потом интереснее читать будет
по направлению к свану, Кант - был такой. Про сахар чего-то вспоминаю. Но вместе связать никак не могу. Наверное, как раз недостаток этого самого сахара. )))
Джордано наверное надо канта того по второму разу а потом про сахар и марксом сверху марксом вот тогда накатит как у туркина в стишке а птицы вжик по небу вжик как будто пули когда нам дали эту жизнь нас обманули)))) о кстати есть же популярное изложение - кастанеда там правда про сахар ничего зато кажется про сахар есть у грофа а у него тоже весело
про сахар есть у грофа а у него тоже весело по направлению к свану, не, спасибо - я лучше физиологов почитаю. )) наверное надо канта того по второму разу Понимание - это не результат, а процесс? )) И он бесконечен...
а любопытство ваше в данном случае критика чистого разума кантовская
в сочетании с какой-нибудь хорошей книжечкой про роль сахара в восприятии
вполне могли бы удовлетворить
и тхостова потом интереснее читать будет
по второму разу
а потом про сахар
и марксом сверху марксом
вот тогда накатит
как у туркина в стишке
а птицы вжик по небу вжик как будто пули
когда нам дали эту жизнь нас обманули))))
о кстати
есть же популярное изложение - кастанеда
там правда про сахар ничего
зато кажется про сахар есть у грофа
а у него тоже весело
А думать сахар помогает, это да.
а у него тоже весело
по направлению к свану, не, спасибо - я лучше физиологов почитаю.
наверное надо канта того
по второму разу
Понимание - это не результат, а процесс?