Капиюва. Властелин травы
Арне Юхан Ветлесен "Философия боли". - М.: Прогресс-Традиция, 2010.
Книга специфическая, по большому счету, поверхностная, но все же.
Там речь в том числе идет о том, что культура дает человеку символический способ выражения своей боли, ее высказывания, осмысления, "переработки" и т.д. Или не дает. А точнее, дает неработающий, изначально провальный.

Одной из основных причин, по которым культура не выполняет описанной мной в предыдущем разделе функции, заключается в том, что многие символические произведения, создаваемые в наше время в общем пространстве культуры, недостаточно символичны: они слишком похожи на буквальное физическое выражение боли. Такое сходство с оригиналом, то есть с тем, от чего стремится избавиться индивид, отнимает у этих произведений их заместительную силу, в результате чего они не облегчают страданий индивида. читать дальше

Немецкие исследователи заметили некоторые изменения во взрослении детей и подростков, а именно то, что так называемые вторичные переживания всё больше вытесняют первичные
читать дальше В такой ситуации первичный опыт легко может оказаться бледным подобием вторичного «оригинала», а не наоборот.
читать дальше

Вот последнее интересно в контексте, допустим, фанфикшена. Понятно, что вопрос в первую очередь к психологам, это они могут "пощупать", как там обстоят дела. Но сама постановка проблемы интересная.
Современный мир как мир вторичного существования: начиная от опыта, который редко когда бывает абсолютно новым, "первичным", заканчивая текстами, которые - почти любые, осознанно или нет - тоже вторичны. Информации настолько много, что проще переработать уже готовую, чем производить новую.
Вторичность не только как сложившаяся черта, но и как осознанный выбор.
Симулякры еще сюда же, по большому счету.
И, кстати, тут, возможно, понятен и этот недостаток символизма: даже "реальность", якобы изначальная, воспринимается как уже вторичная, поэтому внесение в нее еще большей вторичности и вызывает сопротивление. Но это так, в качестве версии.

И еще там дальше хорошо про реалити-шоу и недостаток символизма как раз:
Первичный опыт участников шоу становится вторичным переживанием множества других людей – зрителей. В отличие от вымысла, то есть от классических символических художественных произведений, участники реалити-шоу не подражают, не играют и не намекают на действия, о которых идёт речь: они просто делают это, не пользуясь принятыми в искусстве техниками дистанцирования, косвенного повествования о событиях и искажения. читать дальше

@темы: чужое, книги