Периодически всплывают все эти темы нового Средневековья, и, по-моему, на этом фоне очень органично выглядит "субкультура супергероев", которые, если подумать, оказываются эдаким рыцарским сословием с поправкой на реалии постмодернистской информационной современности.
Что, собственно, отличает рыцаря?
читать дальшеВо-первых, специфический тип существования. Жизнь рыцаря - это яркие моменты подвигов и остальное время, проведенное в их ожидании и подготовке к ним. Например, привычное противопоставление рыцаря и буржуа идет в первую очередь по этой линии: героическая жизнь рыцаря в свободной праздности между подвигами и прагматичная рациональная жизнь буржуа, в которой каждое мгновение посвящено работе и приумножению капитала.
Рыцарь должен совершать подвиги, а остальное время проводить в праздности ожидания этих подвигов и их поиска, готовясь к ним и не думая больше ни о чем, потому что в подвигах и состоит смысл его существования. Время вообще оказывается значимым для рыцаря только в сам момент подвига в контексте "успеть". "Не терять время" и "Время - деньги" - не про рыцарей, а про буржуа.
Пропитание и вообще материальное не заботят рыцаря, он должен быть щедр, а скупость (которой оказывается все, что не щедрость) для рыцаря - недостойный, вызывающий презрение порок. Накопление, забота о материальном, использование каждой минуты времени для чего-то полезного - это жизнь буржуа.
Собственно, это же характерно и для супергероев в их противопоставлении "обычным людям": супергерои не думают о материальном, потому что их главная задача - это подвиг во имя, а необходимое для этого и для ожидания этого материальное появляется как бы "само".
В этом смысле, кстати, можно порассуждать и о полной непродуманности "матчасти" миров супергероев, о потерянном "онтологическом обоснуе" Может быть, это тоже следствие "рыцарского" отношения к материальному, которое не должно заботить? Ну, и заодно сконцентрированности на эмоциональном в противовес рациональному буржуа и "обычного человека".)
Во-вторых, рыцарь должен быть верен сюзерену - и для супергероев в такой роли выступает то ли человечество вообще, то ли конкретное демократическое государство в том смысле, в каком оно является защитником "истинно демократических гуманистических ценностей". Причем в эту схему вписывается даже красивый сюжет с благородным и полным всяческих достоинств сюзереном, который по какой-то причине (например, убеленная сединами старость) слаб и не может защитить себя напрямую, а потому роль защитника выпадает верному рыцарю-вассалу.
В-третьих, рыцарь должен защищать сирых, несчастных и слабых - супергерой этим и занимается.
Еще рыцарь должен заботиться о своей славе - собственно, супергерои тоже о ней заботятся, хотя и с учетом новых времен: они понимают, что их жизнь и деятельность освещают СМИ и стараются это учитывать.
Мужество, смелость, презрение к смерти как важнейшие рыцарские добродетели - все это тоже понятно, тут и говорить не о чем, трус не становится ни рыцарем, ни супергероем.
Даже еще одна линия противопоставления рыцаря и буржуа - эмоциональное и рациональное - вполне себе видна: рыцарь-супергерой, совершающий подвиг на эмоциональном подъеме, силой воли и силой суперсилы побеждающий врага, и буржуа-простой-человек, действующий по расчету, продумывая и планируя.
В итоге вот оно: супергеройство как явление и оказывается выражением эдакого возрожденного в новом Средневековье рыцарского идеала с поправкой на современность.)))